пятница, 12 сентября 2014 г.

Пост про фото: Усадьба в Крекшино

Еще в начале лета, до своего фееричного падения с велосипеда, я составила список усадеб в Подмосковье различной степени сохранности и целью некоторые из них посетить. Я даже бодро начала, с Усадьбы Середниково, но буквально через несколько дней я сломала ключицу, которая лишила меня не только велосипеда, но, что самое противное, руля. Поэтому план по золотоискательству был поставлен на паузу и я грустно села с книжкой в парке. Но наконец я выздоровела и первым же делом открыла свой ежедневник на страничке с адресами усадеб. Выбрала для начала две, благо они примерно в одном направлении.

Менее чем в 30 км по Минскому шоссе распожен большой коттеджный поселок Крекшино, с одинаковыми домами и высоким забором, а ровно напротив, среди покосившихся бараков, одной панельки и классического сельпо, стоят руины имения Пашковых. Никакого забора, залезай- не хочу. Рядом две новенькие детские площадки, одна спортивная, дети кричат, в палатке трусами торгуют, а ровно по центру этого всего безобразия сельской жизни стоит усадебный дом! Зрелище очень запоминающееся! Внутри распорки, верхний этаж прогнил и рухнул, все поросло травой по пояс, зато табличка стоит, что охраняется государством! Было бы что охранять.

К сожалению, государству совершенно не интересно восстанавливать многочисленные усадьбы и дома, которые раскиданы по всему Подмосковью. А зачем? Деньги с этого не спилишь, центром туристической жизни это не станет, не замки Луары. Лучше дорогу построить миллионов за 100, еще столько же спилить, сделать, конечно же, плохо, чтобы на следующий год снова переделывать. Вот это правильный курс! Поэтому давно разграбленные усадьбы горят, рушаться и медленно превращаются в груды кирпича. Да, в некоторых местах существуют санатории, поэтому здание в хороших руках, кто-то покупает усадьбы в собственность и планирует реконструкцию. Но как знаете, хозяин-барин. Сегодня у него деньги есть и громадные планы сделать семейное поместье, а завтра бизнес отбирают (нечего в стране делать успешным людям!) и место приходит в запустение. Это очень грустный курс...

Ниже я привожу небольшую историю усадьбы скомпанованную из нескольких источников в интернете. Какие же были люди, какой же был век!

    Первым владельцем земли, на которой впоследствии появилась усадьба Крёкшино, был Пётр Н. Крёкшин, выходец из новгородских дворян. Крёкшин служил во флоте, позднее, в офицерском чине, «был при делах его императорского величества» Петра I. Выйдя в отставку, он посвятил свою жизнь собирательству материалов о жизни и деятельности Петра Первого. Екатерина Великая сочла коллекцию бумаг Крёкшина весьма полезной и пожаловала Крёкшину земли от Можайска до Тушина. Позднее Крёкшино принадлежало Бутурлиным, Голицыным, О. А. Мусиной-Пушкиной. Представителю рода Мусиных-Пушкиных историку Алексею Ивановичу (видимо, родственнику О. А. Мусиной-Пушкиной) достаётся от наследников П. Н. Крёкшина собрание бумаг последнего.

    С середины XIX века Крёкшиным владеет крупный политик Василий Александрович Пашков, англофил, имевший обширные владения в нижегородской губернии. Пашковы в имении не жили, всем заведовал управляющий. Крестьяне занимались лесоразработкой, в оранжерее выращивали цветы, клубнику, персики. В имении насчитывалось 25 домов.

    Во второй половине XIX века был выстроен кирпичный двухэтажный усадебный дом «…в стиле английских романтических особняков XIX века с готическими реминисценциями в виде ложных фахверков на двух выступах (южном и северном), и деревянных кружевных деталей на причелинах фронтонов, напоминающих каменные кружева готических и готико-мавританских сооружений». При строительстве дом был оборудован по последнему слову техники — устроены водопровод, канализация, телефон, электричество, ванная комната с подогревом и тёплыми полами.

    Крёкшинское имение было красивейшим. Кругом был великолепный лес, территория усадьбы была обнесена земляным валом, на котором росли вековые деревья. А внутри вала был разбит прекрасный английский парк, в самой усадьбе были большой яблоневый сад и пруд, где росли лилии, кувшинки, вился причудливый ажурный мостик. От берега ходил паром до кургана, на котором стояли столики, росли небольшие деревца.

    Точных указаний, кто же выстроил дошедший до нас в виде руин усадебный дом, не известно. Считается, что это дом Черткова. В книге Марии Нащёкиной «Русская усадьба Серебряного века» опубликованы материалы по усадьбе Ветошкино в Нижегородской области. Дом в Ветошкино построил для себя Пашков В. А. (владелец и Крёкшинской земли) и жил там каждое лето. Интересно, что сохранившийся там усадебный дом (так же сильно разрушенный), выстроен тоже в английском духе и очень близок крёкшинскому в деталях и строительной технике.

    В последней четверти XIX века в Крёкшине селится Владимир Григорьевич Чертков (сестра его матери в замужестве — Пашкова). Чертков был лидером толстовства, («толстовство» – это религиозно-этическое общественное течение философского содержания в России, получившее распространение с конца XIX – начала XX  веков. В нем  отражались более идеалистические, чем материалистические взгляды на окружающий мир, которые Лев Николаевич пропагандировал в своих статьях.) близким другом Л. Н. Толстого, редактором и издателем его произведений. Толстой дважды приезжал к Черткову в Крёкшино (в 1887 и 1909 гг.) и подолгу жил у него. Здесь им были написаны рассказы «Разговор с прохожим» и «Приезжий крестьянин», а также статьи «В чём главная задача учителя» и «Пора понять».
    Перед отъездом из Крёкшина в 1909 году Толстой, скрыв от семьи, написал завещание, по которому всё написанное им после 1 января 1881 года и всё созданное до этого срока, но ещё не напечатанное, не должно составлять ничьей частной собственности и подлежит передаче для редактирования и издания В.Г.Черткову. Как известно, это его решение вызвало негативную реакцию  Софьи Андреевны, жены Толстого. Но само завещание ещё не раз подвергалось новой редакции.
    Уже с установлением Советской власти желание Толстого было учтено новым правительством. При первом юбилейном издании произведений гениального писателя в 1928 году В.Г. Чертков был назначен его главным редактором.

    С 1897 по 1907 гг. Чертков был выслан за границу и жил в Англии, слыл англоманом. В 1909 году Департамент полиции запретил В. Г. Черткову проживать в Тульской губернии (где находились имения его родителей), и он с семьёй окончательно поселился в Крёкшине.

 1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11. Таблички около разрушенного дома выглядят каким-то издевательством!


12.


13.


14.


 2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий